Выставка «Россия-Франция. Возвращение»
С 5 декабря 2024 года по 9 марта 2025 года в Главном здании ГМИИ РТ пройдет выставка «Импрессионист Константин Кузнецов. Россия-Франция. Возвращение».
С первых лет выставочной деятельности Кузнецову удалось заслужить расположения как критики, так и жюри крупнейших французских салонов. Его картины экспонировались рядом с полотнами Анри Матисса, Мориса Дени, Пьера Боннара, Василия Кандинского, Виктора Борисова-Мусатова, Михаила Ларионова, печатались в каталогах и регулярно упоминались в прессе тех лет. Художник держал свою мастерскую на бульваре Монпарнас и добился признания в европейской выставочной среде.
До 1917 года Константин Кузнецов получал доход с семейных предприятий, которые после смерти отца были разделены между братьями. Материальный достаток позволял Константину Кузнецову развивать свой путь в творчестве: он никогда не писал ради заработка, а исключительно по зову сердца. То, что Кузнецов не продавал картин, помогло сохраниться его произведениям в виде единой коллекции, которая передавалась по наследству четырьмя поколениями Кузнецовых.
Масштабная выставка отражает уникальную историческую ситуацию: собрание работ мастера начала XX века сохранилось так, как если бы только что вышло из мастерской художника. На многих картинах остались надписи автора, и сотрудники фонда впервые решили показать оборот его картин, чтобы зрители смогли заглянуть «за кулисы» творчества.
Впервые на выставке также будут показаны рабочие инструменты мастера, которые были переданы в дар фонду потомками художника — это его кисти и краски. Мастер много работал на пленере, и поэтому этюдник с красками, который экспонируется на выставке, сопровождал его везде — не только в мастерской, но и в дальних поездках на природу, в которых он устраивался с мольбертом на отвесных скалах, чтобы написать пейзажи окрестностей с большой высоты.
Константин Кузнецов не планировал становиться эмигрантом. До 1914 года он регулярно приезжал на Родину. Оставаясь преданными сынами своего Отечества, Кузнецовы активно помогали военнопленным, собирали гуманитарную помощь, жертвовали личные сбережения и драгоценности на нужды армии. После Октябрьской революции предприятия Кузнецовых в России были национализированы и возвращаться стало опасно.
Кузнецов не принял произошедших политических изменений и до конца своей жизни так и не сдал паспорт гражданина Российской империи, оставаясь преданным подданным уже несуществующей страны. Он также не принял и французского гражданства, веря, что сможет в будущем вернуться на Родину.
Константин и его супруга Александра воспитали своих детей и внуков в любви к русской культуре, и одна из дочерей, Елена Вивье-Кузнецова, внесла в клад в ее популяризацию во Франции: в 1930-е годы были изданы переводы ее авторства произведений Н. В. Гоголя, А. С. Пушкина (в том числе повесть «Вий» с иллюстрациями Кузнецова, издание также экспонируется на выставке).
Константин Кузнецов много работал в регионах Франции, прежде всего, в окрестностях Парижа (Буживаль, Сель-Сен Клу), а также в Бретани и Нормандии, после 1926 года он жил и работал исключительно в Париже. Художник на протяжении всего творческого пути вдохновлялся французским импрессионизмом. Что важно, это направление в его интерпретации не было статичным, скорее живым и постоянно меняющимся.
В 1920-е годы через личные переживания и собственную эволюцию стиля он вышел к рубежам экспрессионизма: в его картинах появились резкие линии, незакрашенные участки холста, контрастные и темные цвета, манера стала более сложной и динамичной. Тем не менее, он не оставил самую суть импрессионизма: мгновенность схваченного впечатления, внимание к состояниям природы, артистизм исполнения.
Его можно было назвать, как это и делала пресса, последним рыцарем импрессионизма. «Кузнецов — это старый борец, который не слагает своего оружия и держит крепко, высоко подняв голову, до конца, знамя импрессионизма», — писал критик Франсуа Тьебо Сиссон, известный интервьюер Клода Моне.
Фонд содействия сохранению творческого наследия художника Константина Павловича Кузнецова, организатор выставки в ГМИИ РТ, обладает уникальным собранием произведений художника и материалов из его архива. Собрание фонда насчитывает более 300 полотен живописи и более 100 произведений графики.
Произведения Константина Кузнецова бережно реставрируются и изучаются, новые материалы о художнике представляются в музеях и научном сообществе. В 2018 году фондом была издана фундаментальная монография о художнике «Константин Кузнецов: русский, который один из нас».
Узнать подробности можно на сайте организаторов: https://izo-museum.ru/events/vystavka-impressionist-konstantin-kuznetsov-rossiya-frantsiya-vozvrashchenie/
Фотографии события
Отзывы про событие выставка «Россия-Франция. Возвращение»
Смотрите также события
На нашем сайте вы найдете всю информацию про событие выставка «Россия-Франция. Возвращение».
КудаКазань — это интерактивная афиша самых интересных событий Казани.
КудаКазань в курсе всех событий, которые пройдут в Казани.
Если вы знаете о событии, которого нет на сайте,
сообщите нам!