Помощник и путеводитель
по интересным местам
и лучшим событиям

Выставка «Дмитрий Мощевитин (1894–1974). Графика. Проект «Московские казанцы»

С 20 декабря по 27 января в Национальной художественной галерее «Хазинэ» пройдет выставка «Дмитрий Мощевитин (1894–1974). Графика. Проект «Московские казанцы».

Выставка «Дмитрий Мощевитин (1894–1974). Графика. Проект «Московские казанцы»
Выставка «Дмитрий Мощевитин (1894–1974). Графика. Проект «Московские казанцы»

Дмитрий Мощевитин — еще один питомец Казанской художественной школы, для которого недолгие годы, проведенные в нашем городе, стали определяющими в профессиональной деятельности, протекавшей в Москве на протяжении более 50 лет.

Д. П. Мощевитин известен как художник-график, мастер книжной и журнальной иллюстрации, сотрудничавший с ведущими московскими издательствами и журналами. Сегодня графические произведения Д. П. Мощевитина хранятся в крупных российских музеях в Москве (Третьяковская галерея, Литературный музей), Казани, Омске, Сарапуле, подмосковной Истре, где он обосновался на склоне лет.

Дмитрий Павлович Мощевитин родился в Сарапуле в семье мастерового (кирпичника-печника). Рано проявившиеся способности к рисованию были поддержаны родственниками, и его отправили в Казань, где в 1911 году он поступил в Казанскую художественную школу вольнослушателем. Денежные трудности, не позволявшие вовремя оплачивать обучение, а еще более — ершистый характер привели к тому, что учебу пришлось оставить.

Два года, проведенные в школе, обучение в натюрмортном классе у Н. И. Фешина позволили развиться природному таланту Дмитрия Мощевитина и заложили основу самосовершенствования, которое стало залогом профессионального роста в дальнейшем. Эпоха стиля модерн определила эстетические пристрастия художника на долгие годы — ему всегда были свойственны любовь к графике, изысканной линеарности, орнаменту, стилизации.

Годы первой мировой войны и революционных потрясений в России стали для художника временем тяжелых испытаний и скитаний по обширным территориям страны: Сарапул, Агрыз, Миасс, Златоуст, Челябинск, Омск, Новониколаевск. Признанный по состоянию здоровья негодным к военной службе, он работал на строительстве железной дороге, выполнял плакаты и карикатуры для газет, руководил художественными студиями в разных городах Сибири, Урала и Поволжья, организовывал выставки и сам участвовал в них.

Его краткие по времени визиты в Казань в эти годы оказались весьма значимыми и плодотворными по своим художественным результатам. В 1918 г. Мощевитин принял участие в организации первого казанского художественного объединения — союза «Подсолнечник», собравшего молодые авангардистски настроенные художественные силы Казани.

В 1921 г. Мощевитин примкнул к графическому коллективу «Всадник» (наиболее планомерно реализовывавшего свои авангардные устремления в гравюре), работал художником-декоратором в Первом рабочем театре Казани (историю которого еще предстоит восстановить).

С 1922 года Мощевитин обосновался в Москве и стал сотрудничать с большими московскими журналами «Прожектор», «Красная новь», «МОПР», с крупными издательствами «Центросоюз», «Правда», «Рабочая газета» и др., особенно много — с издательством Г. Ф. Мириманова, выпускавшим детские иллюстрированные книжки.

Рисунки Мощевитин на разнообразные темы влились в тот поток графической продукции молодого советского искусства, которое было ориентировано на воспитание нового человека, на отражение изменений в жизни страны. Издательская рутина, определяемая государственным заказом, не всегда давала художнику возможность следовать своим творческим устремлениям. В 1930–1940-е годы он часто работал в стол.

Лишь в постсоветское время благодаря стараниям дочери художника Надежды Мощевитиной некоторые из этих серий были опубликованы: «Сказка о мертвой царевне» А. С. Пушкина (1996), «Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина (1998), О. Уайльд «Баллада Редингской тюрьмы» (2011). Серии иллюстраций к произведениям М. Ю. Лермонтова, Б. Брехта и др. еще ждут своего часа.

На персональной выставке Д. П. Мощевитина, которая в Казани проводится впервые, представлены более 80 графических произведений из собрания ГМИИ РТ и архива семьи мастера, отражающих разные периоды творчества и многообразие жанров и тем, которые разрабатывал художник. Книги, оформленные Д. П. Мощевитиным в 1920-е годы для московских издательств, предоставлены для экспозиции Научной библиотекой им. Н. И. Лобаческого К(П)ФУ.

Выставка раскроет еще одну ипостась Дмитрия Мощевитина — его актерское дарование, которое в 1920-е годы воплотилось в нескольких фильмах, снятых режиссером А. Д. Поповым (еще одним учеником Казанской художественной школы). У посетителей выставки будет возможность посмотреть фильм «Крупная неприятность» 1929 года, где Д. П. Мощевитин сыграл одну из ролей.

Узнать подробности можно на сайте организаторов: http://izo-museum.ru/hazine/vyistavki-i-sobyitiya/dmitriy-moschevitin-18941974.-grafika.-proekt-moskovskie-kazantsyi

Фотографии события

Отзывы про событие выставка «Дмитрий Мощевитин (1894–1974). Графика. Проект «Московские казанцы»

Смотрите также события

На нашем сайте вы найдете всю информацию про событие выставка «Дмитрий Мощевитин (1894–1974). Графика. Проект «Московские казанцы».

КудаКазань — это интерактивная афиша самых интересных событий Казани.

КудаКазань в курсе всех событий, которые пройдут в Казани.
Если вы знаете о событии, которого нет на сайте, сообщите нам!

Последние добавленные интересные места

— партнер Рамблера

Используя КудаКазань, вы соглашаетесь с пользовательским соглашением и политикой конфиденциальности.