Выставка «Чаян». Сто лет в ногу с республикой»
С 8 марта по 9 мая 2023 года в выставочном зале «Манеж» пройдет выставка «Чаян». Сто лет в ногу с республикой».
Датой рождения «Чаяна» считается январь 1923 года. Именно тогда появился первый номер журнала — будущего народного любимца. Первые номера выглядели скромно: они были черно-белыми, и преобладали в них тексты. Однако, узнав о новом издании, художники не заставили себя долго ждать.
Героями карикатур в те годы становились в основном «бывшие люди» — богатеи, баи, муллы и кулаки. Графика рисунков поначалу была далека от совершенства — ведь профессиональных карикатуристов тогда в «Чаяне» просто не было. В журнал приходили молодые художники, желающие попробовать себя в сатирической графике. Поварившись в «чаяновском» котле, они через несколько лет превращались в самобытных мастеров карикатуры и уже до конца своих дней не расставались с любимым делом.
В июне 1941 года вышел единственный номер «Чаяна» военного времени. После этого издание журнала было прервано на долгие десять лет. Второе рождение произошло в декабре 1951 года. В это время в коллективе художников «Чаяна» появляются новые имена. Помимо Павла Новичкова и Иосифа Бобровицкого плодотворно начинают сотрудничать с журналом как уже сложившиеся мастера — Джагфар Булат, Эрнст Гельмс и другие.
Если в довоенном «Чаяне» художников можно было пересчитать по пальцам и отдельные номера оформлялись порой одним-двумя из них, то в пятидесятые годы вокруг «Чаяна» сложилось мощное ядро самобытных художников с яркими, запоминающимися почерками. Художественный отдел журнала возглавил Павел Новичков, сумевший сплотить вокруг себя команду единомышленников.
В пятидесятые годы карикатуристы очень часто обращались к сельскохозяйственной теме — проблемам колхозов, взаимоотношениям города и деревни. Большое значение придавалось и международным отношениям, политической тематике. Художественные решения зачастую были лобовыми, плакатными.
Отчасти потому, что многие художники в годы войны рисовали сатирические плакаты в «окнах сатиры», которые получили повсеместное распространение. Шестидесятые годы с их «оттепелью» принесли «Чаяну» возможность касаться более широкого круга тем — журнал получил второе дыхание.
Семидесятые годы подарили «Чаяну» целую плеяду молодых художников, делавших тогда первые шаги в карикатуре. Они были полны юношеского задора и желания изменить мир к лучшему своими рисунками. Их рисунки обладали яркой индивидуальностью и современной манерой. «Чаян» был для них великолепной школой — ведь семидесятые и восьмидесятые можно назвать «золотым веком» журнала.
В восьмидесятые годы художественный отдел журнала возглавил Тагир Фаизов. Он привнёс в «Чаян» своеобразную декоративность, яркую цветовую аппликативность. С 1998 года художественный отдел возглавляет Александр Алешин. Сотрудничество с журналом возобновили многие художники, по тем или иным причинам отошедшие в своё время от «Чаяна». «Чаян» — это не только художники, но и поэты, прозаики, журналисты, фельетонисты, которые также составляют часть «чаяновского» юмора.
Сегодня «Чаян» — один из немногих сохранившихся юмористических изданий на постсоветском пространстве. Редакция выпускает веселый журнал для веселых людей, стараясь сохранить лучшие «чаяновские» традиции — юмор, народность, высмеивание нелепостей и глупостей нашей жизни. В то же время «Чаян» идет в ногу со временем, осваивая новые юмористические подходы и темы.
Узнать подробности можно на сайте организаторов: https://kazan-kremlin.ru/exhibition/chayan-sto-let-v-nogu-s-respublikoj/
Фотографии события
Отзывы про событие выставка «Чаян». Сто лет в ногу с республикой»
Смотрите также события
На нашем сайте вы найдете всю информацию про событие выставка «Чаян». Сто лет в ногу с республикой».
КудаКазань — это интерактивная афиша самых интересных событий Казани.
КудаКазань в курсе всех событий, которые пройдут в Казани.
Если вы знаете о событии, которого нет на сайте,
сообщите нам!